Неформалы. Кто они?

скинхеды
Главная
Эмо
Панки
Готы
Скинхеды
Ролевики
Хиппи
Металлисты
Фолкеры

Скинхеды

Множество погромов и актов вандализма, устроенных бритоголовыми, вполне вероятно, на долгие годы определит отношение общества к этой субкультуре. Кто же они такие, скинхеды? Фашисты, - как их принято называть? Или же нечто другое? Попробуем разобраться. Самый яркий пример неуправляемости бритоголовых – околофутбольные баталии. В Питере есть несколько фанатских группировок, состоящих из скинхедов (например, Jolly Nevsky), исповедующих так называемый "хулиганизм": драки с болельщиками других команд, не признавая никаких союзов. Например, летний выезд болельщиков "Зенита" на матч с "Сатурном" из Раменского неожиданно стал экстремальным, после того как питерские скинхеды по непонятным причинам избили два десятка дружественных раменчан. Но это сейчас… А что же было раньше? Попробуем немного окунуться в историю возникновения движения скинхедов. Первые скинхеды появились в Англии в 1968 году. Нынешние последователи были бы удивлены, узнав, что их предшественники прекрасно ладили с мулатами и неграми, а их кумирами в музыке были чернокожие Дезмонд Декер и Лорин Эткин, а позднее - король регги Боб Марли. Дело в том, что скины появились как рабочая, а не расовая субкультура, направленная против как официальной культуры, так и в пику многим альтернативным течениям. Например, байкеров (тогда их называли рокерами) скины считали "ненастоящими", потому что те были грозой дорог только по выходным, а в будни усердно трудились в офисе. Главные враги скинхедов – «теды» и «моды» - объединяли молодежь из рабочей среды, которая пыталась хотя бы в выходные дни щегольской одеждой и беззаботными манерами походить на богатых бездельников. Скины били «тедов» и «модов» именно как предателей рабочего класса. Они ненавидели пакистанцев не как инородцев, а как торгашей. А негры и арабы, трудившиеся со скинами на одних фабриках, были для них своими парнями. Первые скинхеды не были бритоголовыми в прямом смысле слова, просто их короткие стрижки с бачками контрастировали с модными тогда длинными волосами. Стиль одежды был не "милитаристским", а пролетарским: грубошерстные куртки, высокие ботинки докеров. Последователей у первых скинов не нашлось, и к 1973 году, когда парни повзрослели и обзавелись семьями, движение сошло на «нет». Скинхеды возродились в конце семидесятых, когда правительство Маргарет Тэтчер ликвидировало целые отрасли экономики (например, угледобычу), что привело к невиданному росту безработицы и беспорядкам в так называемых депрессивных регионах. Новые скинхеды были уже не рабочей аристократией, а деклассированной средой, воспитывались не на расслабленном регги, а на агрессивном панк-роке. Эти молодчики били всех иммигрантов без разбора, потому что те "занимали их рабочие места". С новыми скинами работали идеологи неонацистов. Возникли скин-клабы, впервые прозвучал лозунг "Сохраним Британию белой". Тут из своих квартир выбрались скины первой волны, разъяренные тем, что их движение стали связывать с фашистами. Драки между "старыми" и "новыми" скинхедами приняли характер уличных беспорядков (особенно в Глазго). В итоге возникли два движения: наци-скины и красные скины. Внешне красные скины отличались только нашивками с портретами Ленина, Манделы, Че Гевары и иногда красными шнурками в ботинках. Они получили распространение в Англии, Франции, Польше, Испании, наци-скины прижились в ФРГ, Голландии, Скандинавии, Канаде, США, позже во Франции, Дании, Бельгии. В Америке существовали группировки скинов-негров, скинов-мексиканцев и... скинов-евреев. В Германии наци-скины прославились не только избиениями гастарбайтеров (иностранных рабочих, в основном турок), но и их убийствами. При этом судьи, больше опасавшиеся "красного террора", проявляли к скинам редкую благосклонность (в восьмидесятых в Германии бритоголовые лишь однажды были осуждены за убийство турка - Рамазана Авси летом 1986 года). Скинхеды тем временем превратились в политическую силу: громили антифашистов, разбирались с профсоюзами. Власти осознали, с кем имеют дело, когда в 1987 году в Линдау скины напали на христианских верующих во время праздника в соборе Святого Стефана (городские власти отказались предоставить муниципальный зал под съезд бритоголовых). Вмешался Ватикан, скинов прижала полиция. Но вскоре рухнула Берлинская стена, и ряды бритоголовых утроились (по "английскому варианту") за счет немцев из Восточной Германии, где среди молодежи царили безработица и отчаяние. То есть, как мы видим, в действительности история движения скинхедов говорит о том, что ассоциации с фашизмом в данном случае - распространенное заблуждение. Для большинства из них это мода, но не простая, когда ты одет в ботинки и подтяжки, а когда рядом с тобой такие же, как и ты, дети улицы, необязательно так же выглядящие внешне, но близкие по духу тебе. Феномен скинхедов в России весьма специфичен. Это не всегда неофашисты - знак равенства между этими направлениями ставить нельзя, Гитлер отнюдь не всеми организациями введен в пантеон святых, а культ же сатанизма, зачастую связываемый с идеологическими основами движения скинхедов, пока всерьез не прижился (в силу малой распространенности католицизма в России). Иными словами, идеологии скинхедов в России пока нет - есть название. Последнее утверждение очень важно, поскольку указывает на то, что феномен находится в стадии формирования – а значит, большую роль в его появлении играют средства массовой информации. Давайте попробуем выяснить, каковы характеристики носителей идей скинхедов... Именно здесь нас ждет сюрприз, поскольку социальные и психологические характеристики представителей этого движения поддаются легкой идентификации. Как правило, это люди с особым отношением к атрибутике в поведении, одежде - именно на эту основу наслоены какие-то идеологические установки. Социальная база - подростки из малообеспеченных семей, не отличающиеся особой привлекательностью девушки (в таких группах распространен культ антиэстетики), а также агрессивные, ищущие признания интеллектуалы (как правило, лишенные шансов на успех в иных кругах). Предводительствуемые такими людьми, эти группы действуют в том направлении, которое обеспечивает максимальную отдачу их деятельности при минимальных потерях для участников. Именно поэтому место их действий - толпа (их часто путают с футбольными фанатами). Члены таких группировок знают внешние атрибуты, сценарии, ритуалы, но идею - идею им дают СМИ. Именно так, подхваченный и растиражированный прессой, факт озабоченности сотрудников посольства США "проблемой скинхедов", приобрел особое звучание. Опубликование этих материалов стало эпохальным событием в истории движения скинхедов. Пресса опять сыграла ставшую традиционной для российской прессы роль - роль катализатора массовых беспорядков. Намеренно или ненамеренно, но факт остается фактом. Западная пресса давно усвоила, что подача "жареных" новостей - это искусство, что комментарии могут быть только бесстрастными, а попадать в издание или в эфир эти новости могут только с разрешения редактора, решающего сложную задачу: обеспечение рейтинга и соблюдение установленной в издании информационной политики. У нас об этом, увы, забывают (редактор-то есть, но качество решения им этой задачи - это тема отдельного разговора). Эмоциональная аналитика в духе передачи "Однако" стала нормой на телевидении. Периодические печатные издания не уступают по своей эмоциональности теле- и радио- шоу. Впрочем, если предположить, что акция "русские скинхеды" - это заказ не внешних, а внутренних политических структур, то вполне уместной становится русская народная поговорка: "Народ без грозы, что конь без узды"... Воистину, гроза грянула - пора узду коротить. Кстати, не так давно был проведен опрос москвичей, посвященный проблеме отношения к скинхедам. В результате - следующий расклад: "Скинхеды - это реальная сила" - 58% от числа всех опрошенных. "Скинхеды представляют серьезную угрозу общественному порядку" - 63%. "Скинхеды НЕ представляют серьезной угрозы общественному порядку" - 20%. "Скинхеды защищают интересы русских людей" - 21% опрошенных. "Скинхеды НЕ защищают интересы русских людей" - 64%. "Скинхеды делают то, что должна была бы делать милиция" - 21%. "Правоохранительные органы Москвы не обращают внимания на скинхедов и даже поддерживают их" - 41% Каков вопрос, таков и ответ... в том смысле, что часто вопрос содержит в себе и ответ. Подобные исследования могут быть построены таким образом, что в результате грамотного подбора оппозиций (пар вопросов) будет получено распределение, отвечающее интересам лиц, затеявших проведение опроса. Хочу привести здесь письмо одного моего приятеля, который уже лет пять является скинхедом. Прочитав его, даже я задумалась… А ведь во многом ОНИ правы. «Скин, скинхед.. Многих пугает. Надо бороться, запрещать. А почему? Это как многопартийная система в стране. Почему наличие большого количества партий в стране нормально, а скины и прочие молодёжные движения - запретить? Дерутся? Так г-н Жириновский тоже дерётся с представителями других фракций и ничего. Идеи не те? Так и у партий они разные. Явление пугает? Так меня тоже. Не будет их, что станет с Россией (Украиной, Белоруссией)? Я не против граждан из кавказских стран СНГ, но только если они у себя дома и в Россию (Украину, Белоруссию) приезжают только в гости. Я же не еду в Баку насиловать азербайджанок. Мне скажут, что и среди представителей коренной национальности есть наркоманы, насильники, отморозки. И я отвечу - со своим «дерьмом» сами разберёмся. Вот почему, в такой бедной и нищей стране как Америка, да и в Англии тоже, прежде чем ты приедешь на срок больше туристической визы, они смотрят - "а что принесёт новый человек стране, не будет ли он ей врагом". Завидно, честное слово. У нас бы так. Ну почему в России (Украине, Белоруссии) так не сделать. Почему? Потому что так удобно. Друзья мэров будут разворовывать автомобильные заводы-гиганты, а мы будем думать о многонациональной стране.» И в заключение хочется привести еще одну печальную статистику. В Великобритании о скинхедах написано более трех сотен книг и тысячи статей, в России - лишь несколько брошюр (некоторые объясняют это тем, что большинство социологов и журналистов - женщины, которые боятся даже близко подходить к бритоголовым). Скинами интересуются в основном спецслужбы, но материалы их исследований обществу недоступны. Считается, что в России нет и не будет условий, необходимых для прихода фашистов к власти. Это правда. Но также верно и то, что только четыре процента молодых людей в России серьезно и сознательно интересуется политикой и половина из них симпатизирует нацистам. А революции, как известно, совершаются решительным и оголтелым меньшинством при, простите, «пофигизме» несведущих масс. Так кто же виноват? Мы или они? Решать вам…

В начало это ссылка на информацию о сайте
Используются технологии uCoz